Как выбрать консистентные смазки в зависимости от условий эксплуатации
Консистентные (пластичные) смазки – смазочные материалы, имеющие полутвердую консистенцию, полученные диспергированием загустителя в масле. В состав пластичной смазки входят:
- базовое масло – 80-85% – может быть минеральное, полусинтетическое, синтетичекое
- загуститель – 10-15% – может быть простым мылом металлов Li, Ca, B, Al, Na, смешанным или комплексным мылом Li и Ca, а также быть органическим или неорганическим, например – бентонит
- специализированные присадки – 5-10% – противозадирные, антикоррозионные, антиокислительные, повышающие «липкость» смазки,
деактиваторы металлов
Консистентные смазки используются в зубчатых передачах, подшипниках, централизованных системах смазки. Основным свойством и достоинством консистентных смазок является способность достаточно долгое время удерживаться на поверхности элементов и предотвращать коррозию металла, выполняя важную роль в увеличение эксплуатационного ресурса пар трения и качения в сопряженных элементах механизмов. Смазывание обеспечивается благодаря ограниченному выделению масла из смазки.
Классификация смазок DIN 51 852 – по типу базового масла
КОД |
СИНТЕТИЧЕСКИЕ БАЗОВЫЕ МАСЛА |
Е |
Полиэфирное базовое масло |
FK |
Фторуглеводородное базовое масло |
НС |
Синтетическое углеводородное базовое масло |
РН |
Базовое масло на основе эфиров фосфорной кислоты |
PG |
Полигликолевое базовое масло |
SI |
Силиконовое базовое масло |
X |
Другие типы базовых масел |
Е |
Полиэфирное базовое масло |
Тип базового масла влияет на температурный диапазон. Для низких температур используют маловязкие базовые масла, для высоких температур – высоковязкие базовые масла. Силиконовая смазка образует защитную пленку, не портит поверхность, поэтому применяется для уплотнений.
Вязкость базового масла рассчитывается исходя из скорости, диаметра и типа подшипника: чем выше скорость,
тем меньше вязкость базового масла для снижения потерь на трение.
ОБОРОТЫ ПОДШИПНИКА В МИНУТУ |
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
ВЯЗКОСТЬ БАЗОВОГО МАСЛА |
< 750 |
Низкоскоростные тяжело нагруженные подшипники промышленного оборудования |
460 |
< 1500 |
Среднескоростные подшипники коммерческого транспорта и спецтехники |
220 |
< 3000 |
Высокоскоростные / легконагруженные подшипники (электродвигатели, вентиляторы, и т,д.) |
100 |
Присадки добавляют смазкам дополнительные свойства.
- Антиокислительные присадки помогают защитить базовое масло от окисления.
- Антикоррозионные присадки обеспечивают защиту поверхности от коррозии.
- Противоизносные и противозадирные присадки (EP-присадки) – уменьшают износ.
- Твердые смазочные вещества для сверхвысоких нагрузок.
Например, термостабильная графитная на основе загущенного кальциевым мылом минерального масла с добавлением твердых частиц графита и тефлона, применяется для автомобильных рессор, велосипедных цепей и дверных петель.
Загуститель в смазке формирует «резервуар» для масла: образует решетчатый волокнистый каркас, свободное пространство которого заполнено базовым маслом подобно тому, как вода заполняет поры губки. Смазывание обеспечивается благодаря ограниченному выделению масла из смазки. Тип загустителя влияет на температурные характеристики смазки.
Базовые показатели качества пластичной смазки:
- Проникающая способность – густота – определяется по шкале NLGI.
- Температура каплепадения – характеризует переход смазки в жидкую фазу и начало разрушения структуры.
- Маслоотделение – нет или минимальное.
- Водостойкость – нерастворимость в воде и защита от коррозии.
Классификация NLGI – консистенция или густота смазки
КЛАСС NLGI |
ПЕНЕТРАЦИЯ |
КОНСИСТЕНЦИЯ |
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
000 |
445-475 |
очень жидкая |
закрытые зубчатые передачи |
00 |
400-430 |
жидкая |
закрытые зубчатые передачи |
0 |
355-385 |
полужидкая |
централизованные системы смазки |
1 |
310-340 |
очень мягкая |
централизованные системы смазки |
2 |
265-295 |
мягкая |
шар/рол подшипники |
3 |
220-250 |
довольно мягкая |
высокоскоростные подшипники |
4 |
175-205 |
полутвердая |
высокоскоростные подшипники |
5 |
130-160 |
твердая |
открытые зубчатые передачи |
6 |
85-115 |
очень твердая |
открытые зубчатые передачи |
Тип загустителя – температурные характеристики смазки и водостойкость
ТИП ЗАГУСТИТЕЛЯ |
РАБОЧИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, °C |
ТЕМПЕРАТУРА КАПЛЕПАДЕНИЯ, °C |
ВОДОСТОЙКОСТЬ |
|
Ca |
-30 |
+50 |
80 – 100 |
Отличная |
Na |
-30 |
+110 |
150 – 170 |
Плохая |
Li |
-30 |
+130 |
170 – 200 |
Очень хорошая |
Li-комплекс |
-30 |
+150 |
Около 240 |
Хорошая |
Комплексный сульфонат Ca |
-30 |
+220 |
Около 315 |
Превосходная |
Бентонит |
-20 |
+200 |
Не определяется |
Хорошая |
Водостойкость в основном зависит от свойств мыла и характеризуется несколькими показателями: растворимостью, смываемостью, гигроскопичностью и изменением, свойств при контакте с водой. Под водостойкостью понимают способность смазок не растворяться и не смываться водой, не эмульгировать и минимально изменять свои свойства при попадании в них воды. Водостойкость смазок зависит от растворимости ее компонентов в воде.
ТИП ЗАГУСТИТЕЛЯ |
ТЕМПЕРАТУРА МАКСИМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ, °C |
ТЕМПЕРАТУРА КАПЛЕПАДЕНИЯ, °C |
Li |
+130 |
180 |
Li-Ca |
+130 |
180 |
Li-комплекс |
+150 |
250 |
Полимочевина |
+150 ÷ +180 |
250 |
Комплексный сульфонат Ca |
+180 … |
>300 |
Классификация DIN 51 852 – температурные характеристики пластичных смазок
КОД |
ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ |
СТОЙКОСТЬ К ВЫМЫВАНИЮ ВОДОЙ |
С |
+ 60°С |
0 или 1 при 40°С |
D |
+ 60°С |
2 или 3 при 40°С |
Е |
+ 80°С |
0 или 1 при 40°С |
F |
+ 80°С |
2 или 3 при 40°С |
G |
+ 100°С |
0 или 1 при 90°С |
Н |
+ 100°С |
2 или 3 при 90°С |
К |
+ 120°С |
0 или 1 при 90°С |
М |
+ 120°С |
2 или 3 при 90°С |
N |
+ 140°С |
Нет требований |
Р |
+ 160°С |
Нет требований |
R |
+ 180°С |
Нет требований |
S |
+ 200°С |
Нет требований |
T |
+ 220°С |
Нет требований |
U |
выше + 220°С |
Нет требований |
Как подобрать правильную смазку
Критерий выбора – целевое назначение смазки: консервация, уплотнение или антифрикционное действие. В первых двух случаях особых требований к выбору нет. Если смазка используется в нагруженных узлах, то необходим тщательный подбор с анализом условий работы механизма. Для высокоскоростных подшипников подходит синтетическая смазка. Наличие неблагоприятных условий работы (пыль, растворители, пар) требует применения специальных устойчивых смазок. В тяжело нагруженных упорных, а также подшипниках скольжения смазка выдавливается из узла. В таких случаях используются покрытия с твердыми антифрикционными составляющими (графит, тефлон, молибден). В обычных условиях применимы смазочные материалы на минеральной основе. При низких температурах (до -70 °C) используются силиконовые смазки. При сверхвысоких (свыше 230 °C) – пасты.
Практические советы
При замене смазки в подшипниковых узлах полностью очистить поверхность от предыдущего покрытия невозможно. Новый состав должен быть совместимым со старым.
Нельзя полностью заполнять подшипник смазкой. Тихоходные (до 1500 об/мин) набивают на 2/3, а скоростные – на 1/3 объема. Пасты в малых количествах наносят прямо на дорожку качения, а излишки, обнаруженные при проворачивании колец, удаляют.
В каталоге представлен ряд консистентных смазок от ведущего производителя – компании TOTAL. Безопасные биоразлагаемые смазки, с литиево-кальциевым мылом MULTIS для работы при низких температурах или термостойкие COPAL на алюминиевом комплексе; водостойкие CERAN с комплексом сульфоната кальция.